Connect with us

Арктика

Россия завалит Арктику снежными миллиардами

Правительство России утвердило 1 сентября госпрограмму по развитию Арктики до 2025 года. Об этом сообщил Центр обеспечения деятельности государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Предполагается, что до 2025 года на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» будет выделено 190 миллиардов рублей. Правда, премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая 1 сентября, озвучил несколько меньшую, но тоже весомую цифру — 160 миллиардов рублей. При том, что данная программа не учитывает расходов на армию в Арктике.

Реализация госпрограммы будет проходить в три этапа. Первый, подготовительный, этап заканчивается в этом году.

«На этом этапе проводились мероприятия по обеспечению координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам развития Арктики, выделения Арктической зоны РФ в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения, разработки подходов и подготовки концепций формирования и функционирования опорных зон развития», — говорится в пресс-релизе.

На втором этапе, который продлится с 2018 по 2020 год, предполагается реализация пилотных проектов опорных зон развития, запуск комплексной системы информационной поддержки деятельности России в Арктике, создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса.

Advertisement

Также предполагается создание радиоэлектронного оборудования, межрегиональной арктической системы сбора, обработки и доведения информации на всем пространстве Арктики, формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов, техническое обеспечение экологического морского надзора и модернизация гидрометеорологической сети наблюдений.

«Третий этап, 2021−2025 годы, предусматривает создание и обеспечение функционирования всех опорных зон развития; создание зональной арктической системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание опережающего научно-технического задела и технологий (в том числе для освоения шельфа арктических морей) и пр.», — сообщили в центре.

Первый этап реализации пройдет без финансирования, на реализацию второго этапа выделяется более 46 миллиардов рублей, на третий этап — более 144 миллиардов рублей.

По словам Дмитрия Медведева, третий, самый затратный этап, может быть реализован в полной мере «при условии дополнительного ресурсного обеспечения (здесь мы должны еще будем сверить часы, посмотреть на наши финансовые возможности) планируется почти 150 миллиардов рублей». Премьер-министр традиционно призвал «активнее привлекать предпринимательский мир, по максимуму использовать принцип государственно-частного партнерства».

Речь идёт о довольно крупных суммах. Закономерно возникают вопросы: своевременно ли для России сейчас вкладывать столь серьёзные средства в Арктику, хватит ли этих денег, а главное — будут ли они использованы по назначению?

Advertisement

— Основные средства должны быть выделены после 2020 года, — говорит генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. — Все надеются, что через пару лет эти деньги найдутся. А на ближайшее время предусмотрены совсем небольшие деньги, которые и без наличия программы должны были выделяться для финансирования буквально нескольких проектов. В частности, предполагается «вморозить» в льдину ледокол, на котором разместят научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-41». Таким образом, впервые в истории освоения Арктики экспедиция будет располагаться не на льдине, а на дрейфующем во льду ледоколе, что повышает безопасность работы полярников.

«СП»: — Как вы оцениваете предполагаемые траты на Арктику, это много или мало?

— Изначально предполагалось, что на развитие всех необходимых в Арктике проектов, будет выделено более 600 миллиардов рублей. Тогда были учтены все конструктивные пожелания специалистов. Нынешний вариант близок к приемлемому, на мой взгляд. На развитие невоенных объектов Арктики необходимо порядка 200 миллиардов рублей. Если будет выделено 190 миллиардов — это почти то, что надо. Вопрос в том, чтобы программа не была ещё урезана. Её утверждение правительством России не означает, что она не будет в последствие пересмотрена. При этом надо учитывать, что в данную программу не входят траты на объекты МЧС и военные расходы.
«СП»: — На ваш взгляд, целесообразно ли в нынешней непростой экономической ситуации заботиться о развитии Арктики? Будет ли отдача?

— Думаю, что при грамотном использовании Северный морской путь уже в ближайшее время будет приносить прибыль. В этом году лёд в районе прохождения судов был тонким. Китайцам удалось провести явно устаревший (построенный ещё в СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути. Теперь они будут всё чаще проводить свои суда по этому наиболее короткому морскому пути в Европу. Поэтому все расходы, я считаю, отобьются.

Иной точки зрения придерживается профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Advertisement

— Сегодня вкладывать в Арктику средства можно только при условии, что никакой гарантированной экономической отдачи вы не получите. Северный морской путь при нынешних климатических условиях, как показывают объективные расчёты, нерентабелен. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. А надежды на то, что когда-нибудь климат изменится — это не основание для вложения сотен миллиардов рублей. Да, климат сегодня неустойчив. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что через год или десять тёплые зимы не сменятся морозными.

«СП»: — Будет ли бизнес вкладывать свои средства в развитие Арктики?

— Не будет по вышеназванным причинам. Бизнес в таких широтах может вкладывать только в разработку высокорентабельных месторождений. И при этом не шельфовых. Поскольку разработки на шельфе при нынешних ценах на углеводороды окупиться не могут.

— Я не согласен, что Арктика нерентабельна и вложенные в неё деньги не вернутся, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Да, они не вернутся завтра или через год. Но это как Космос. Если бы мы ещё в сороковые годы прошлого века не вкладывали в ракетостроение, то мы бы потом безнадёжно отстали от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то им с удовольствием будут пользоваться другие. Кстати, в мире (в развитых государствах) сейчас нет проблемы, где взять денег, а есть — куда вложить. Это у нас в связи с падением цен на энергоресурсы и санкциями возникает нехватка оборотных средств. А вот те же США или Китай вполне готовы были бы вкладывать в развитие Арктики. Кстати, во время президентства Барака Обамы ему как раз часто ставили в вину, что Россия Арктику осваивает, а США — очень мало. Американцы, что ни говори, деньги считать умеют. Да, конечно, коммерческий подход в Арктике сейчас не сработает. Только государственно-стратегический. Хотя какая-то экономическая отдача идёт от Арктики сейчас и была всегда. Можно вспомнить и добычу никеля, и порт Сабетта, где добывается вполне рентабельный газ.

«СП»: — Дмитрий Медведев говорит о необходимости привлекать частных инвесторов в Арктику. В нынешних условиях это возможно?

Advertisement

— «Лукойл» — единственная полностью частная компания, которая с удовольствием вложилась бы в Арктику. «Роснефть» также имеет в своём капитале деньги частных инвесторов. Однако в целом государственно-частное партнёрство в Арктике у нас на практике будет означать, что 90 процентов денег будет вкладывать государство, а остальное — компании с долей государственного участия.

«СП»: — То есть деньги, несмотря на сложность социально-экономической ситуации в России, найдутся?

— Я думаю, что да. Мало того, и Китай, наверняка, не против будет что-то вложить в развитие Севморпути, и даже некоторые западные компании начнут искать обходные пути, как бы им войти в какой-нибудь проект, несмотря на санкции. Опасность даже не в том, что денег не будет, а в том, что они будут потрачены не совсем на то, на что надо. В этом специфика больших государственных проектов, что через пять или десять лет вдруг какой-то министр говорит — ошибочка вышла, не в то вкладывали. Вспомните космодром «Восточный» — сколько там было вопросов.

Главная статья доходов от Арктики — добыча сырья. При каких мировых ценах на углеводороды может стать рентабельная их добыча здесь? Вот это вопрос.
«СП»: — На ваш взгляд, целесообразно ли в нынешней непростой экономической ситуации заботиться о развитии Арктики? Будет ли отдача?

— Думаю, что при грамотном использовании Северный морской путь уже в ближайшее время будет приносить прибыль. В этом году лёд в районе прохождения судов был тонким. Китайцам удалось провести явно устаревший (построенный ещё в СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути. Теперь они будут всё чаще проводить свои суда по этому наиболее короткому морскому пути в Европу. Поэтому все расходы, я считаю, отобьются.

Advertisement

Иной точки зрения придерживается профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

— Сегодня вкладывать в Арктику средства можно только при условии, что никакой гарантированной экономической отдачи вы не получите. Северный морской путь при нынешних климатических условиях, как показывают объективные расчёты, нерентабелен. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. А надежды на то, что когда-нибудь климат изменится — это не основание для вложения сотен миллиардов рублей. Да, климат сегодня неустойчив. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что через год или десять тёплые зимы не сменятся морозными.

«СП»: — Будет ли бизнес вкладывать свои средства в развитие Арктики?

— Не будет по вышеназванным причинам. Бизнес в таких широтах может вкладывать только в разработку высокорентабельных месторождений. И при этом не шельфовых. Поскольку разработки на шельфе при нынешних ценах на углеводороды окупиться не могут.

— Я не согласен, что Арктика нерентабельна и вложенные в неё деньги не вернутся, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Да, они не вернутся завтра или через год. Но это как Космос. Если бы мы ещё в сороковые годы прошлого века не вкладывали в ракетостроение, то мы бы потом безнадёжно отстали от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то им с удовольствием будут пользоваться другие. Кстати, в мире (в развитых государствах) сейчас нет проблемы, где взять денег, а есть — куда вложить. Это у нас в связи с падением цен на энергоресурсы и санкциями возникает нехватка оборотных средств. А вот те же США или Китай вполне готовы были бы вкладывать в развитие Арктики. Кстати, во время президентства Барака Обамы ему как раз часто ставили в вину, что Россия Арктику осваивает, а США — очень мало. Американцы, что ни говори, деньги считать умеют. Да, конечно, коммерческий подход в Арктике сейчас не сработает. Только государственно-стратегический. Хотя какая-то экономическая отдача идёт от Арктики сейчас и была всегда. Можно вспомнить и добычу никеля, и порт Сабетта, где добывается вполне рентабельный газ.

Advertisement

«СП»: — Дмитрий Медведев говорит о необходимости привлекать частных инвесторов в Арктику. В нынешних условиях это возможно?

— «Лукойл» — единственная полностью частная компания, которая с удовольствием вложилась бы в Арктику. «Роснефть» также имеет в своём капитале деньги частных инвесторов. Однако в целом государственно-частное партнёрство в Арктике у нас на практике будет означать, что 90 процентов денег будет вкладывать государство, а остальное — компании с долей государственного участия.

«СП»: — То есть деньги, несмотря на сложность социально-экономической ситуации в России, найдутся?

— Я думаю, что да. Мало того, и Китай, наверняка, не против будет что-то вложить в развитие Севморпути, и даже некоторые западные компании начнут искать обходные пути, как бы им войти в какой-нибудь проект, несмотря на санкции. Опасность даже не в том, что денег не будет, а в том, что они будут потрачены не совсем на то, на что надо. В этом специфика больших государственных проектов, что через пять или десять лет вдруг какой-то министр говорит — ошибочка вышла, не в то вкладывали. Вспомните космодром «Восточный» — сколько там было вопросов.

Главная статья доходов от Арктики — добыча сырья. При каких мировых ценах на углеводороды может стать рентабельная их добыча здесь? Вот это вопрос.
— Без какого-то катаклизма, как это было, например, когда Ливия вышла из числа крупных экспортёров нефти, серьёзного роста цен на углеводороды вряд ли стоит, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Однако предсказать подобных «чёрных лебедей» никто не может. Именно поэтому госпрограмма по развитию Арктики была серьёзно скорректирована. Многие нефтегазовые проекты отложены на неопределённый срок. В частности, по всей видимости, будет отложено строительство ледокола «Лидер», способного проходить в гораздо более трудных ледовых условиях, чем его предшественники. Упор будет делать на развитие проектов «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ».

Advertisement

«СП»: — При каких ценах на углеводороды может быть рентабельна их добыча в Арктике?

— Всё, что западнее Ямала нефтяники называют «тёплой Арктикой». Там рентабельность добычи начинается при цене 60−70 долларов за баррель. Всё что восточней Ямала — это уже совсем другая история. Там, по крайней мере, при нынешних технологиях освоение шельфа имеет смысл, только если цены на нефть превышают сто долларов за баррель.

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading
Нажмите, чтобы прокомментировать

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арктика

Крупнейшие стройки в Арктике

Работа и вакансии в Арктике

Восстановление энергетического рынка связано с развитием Арктики. В ней сосредоточены огромные залежи углеводородов, которые оцениваются в 7,33 млрд тонн нефти и 50,45 трлн кубометров газа.
Глава Минэнерго России Александр Новак считает природный газ, по запасам которого Россия занимает первое место в мире, одним из самых перспективных и экологичных ресурсов в XXI веке. Ведущий тренд последних лет — масштабное расширение мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ). В 2019 году Россия вошла в пятерку крупнейших производителей СПГ. К 2035 году стоит цель нарастить производство с текущих 29 млн до 140 млн тонн СПГ в год.

Из запланированных в России до 2035 года восьми новых заводов по сжижению газа четыре будут находиться непосредственно в Арктике (Обский СПГ, Арктик СПГ, Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-3), два на Дальнем Востоке (Дальневосточный СПГ, Владивостокский СПГ) и два на Балтике (Балтийский химический комплекс и СПГ-Портовая). Причем крупнейшие проекты сосредоточены именно в Арктике.

По словам министра, в обозримой перспективе не только СПГ, но и другие традиционные источники энергии продолжат составлять значительную часть мирового энергетического баланса. Переход в сторону «зеленой» энергетики, что активно пропагандируется в европейских странах, не должен приобретать характера давления. Необходимы взвешенные и поступательные решения, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой страны. На международной арене, в том числе на площадках ведущих многосторонних структур, занимающихся энергетикой, необходимо отстаивать сбалансированный подход, не допуская навязывания моделей, которые нашим странам не подходят, сказал Новак.

Обозначенная проблема «давления» возникла давно, но на фоне пандемии она сильно обострилась. Снижение цен на традиционные источники энергии одновременно с обвалом спроса на них сделало весьма популярным мнение, что коронавирус приблизил конец эры углеводородов. Эту точку зрения подкрепила осень, которая дала понять, что восстановление мирового энергетического рынка не будет быстрым и выход на докризисные показатели займет больше времени, чем ожидалось. Но здесь на рынок повлияла целая совокупность негативных факторов, никак не связанных с пандемией, на фоне возобновления и ужесточения карантинных ограничений во многих странах.

Advertisement

В результате увеличения экспорта нефти и СПГ из США в Китай, по условиям торгового соглашения между этими странами, а также роста цен на газ в Европе стала поднимать голову сланцевая добыча. Об уверенном наращивании производства говорить пока рано, но тревожные звонки уже прозвучали. По данным Baker Hughes, количество действующих буровых установок в США растет с начала сентября, а запасы нефти в стране сокращаются совсем не теми темпами, на которые рассчитывалось ранее. Кроме того, прекратилась забастовка нефтяников в Норвегии, а восстанавливающая производство Ливия уже добавила более 300 тыс. баррелей в сутки к избытку «черного золота» на рынке. Суммарно речь может идти об 1 млн баррелей в сутки дополнительной добычи.

В результате ОПЕК+ может изменить условия сделки на 2021 год, о чем уже сообщил генсек альянса Мохаммед Баркиндо на форуме Energy Intelligence. По его словам, на встрече в конце года будут учтены последние данные по уровню запасов нефти в мире, и относительно них будет принято решение о дальнейшем уровне сокращения производства (по первоначальному плану оно должно быть снижено с 7,7 млн баррелей до 5,8 млн баррелей в сутки). «ОПЕК+ по-прежнему считает своей целью только восстановление рынка нефти, которое займет очень долгое время. Нового обвала на рынке ОПЕК+ не допустит», — сказал Баркиндо.

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Арктика

Участвовать — Арктика сделано в России 2020

Форум Арктика получить работу

С 6 по 12 сентября в Архангельске состоится Всероссийский молодежный образовательный форум «Арктика. Сделано в России».

Цель Форума — выявить наиболее талантливых и активных молодых специалистов, привлечь их к развитию профильных молодежных сообществ, а также организовать стажировки в корпорации, одним из направлений деятельности которых является Арктическая зона Российской Федерации.

Заявки принимаются до 31 августа 2020 года 23:59 по московскому времени.

Регистрация осуществляется в АИС «Молодежь России» ссылка для регистрации после статьи в комментариях.

Advertisement

Участники форума в возрасте от 18 до 30 лет могут получить до 1,5 млн рублей на поддержку социально значимых проектов в номинациях:

• Студенческие инициативы
• Добровольчество
• Развитие социальных лифтов
• Инициативы творческой молодежи
• Патриотическое воспитание
• Спорт, ЗОЖ, туризм
• Профилактика негативных проявлений в молодежной среде и межнациональное взаимодействие
• Укрепление семейных ценностей
• Молодежные медиа

Рекомендуемый срок реализации проекта: октябрь 2020 год – ноябрь 2021 года.

Формат защиты проектов: публичное трехминутное выступление с последующим двухминутным общением с экспертной комиссией в формате «вопрос – ответ».

Представленные на Конкурс проекты оцениваются комиссией, состоящей из трех экспертов, по 10-балльной шкале по 10 критериям:

Advertisement

• актуальность и социальная значимость проекта;
• логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам;
• инновационность, уникальность проекта;
• соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, измеримость и достижимость таких результатов;
• обоснованность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта;
• масштаб реализации проекта;
• собственный вклад и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития;
• опыт успешной реализации проектов по соответствующему направлению деятельности;
• соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности;
• информационная открытость, публичность.

Для подготовки проектов и заявок советуем руководствоваться методическими рекомендациями. Они расположены в личных кабинетах участников, а также в меню АИС «Молодежь России» в разделе «Гранты». Также в разделе «Гранты» доступны вебинары по всем вопросам грантового конкурса.

В дни форума будут проведены образовательные мероприятия для всех желающих слушателей. Информация, полученная на них, может быть использована при подготовке проектов для будущих конкурсов.

Контактная информация: 

• Для консультаций по вопросам участия в конкурсе участник может обратиться к организатору конкурса на адрес электронной почты: AShlahtin@fadm.gov.ru или телефону: +7 495 668-80-08 (доб. 2706, 2702, 2703, 2704, 2705, 1707).
• По вопросам работы АИС «Молодежь России» просим обращаться в службу технической поддержки на адрес электронной почты: support@myrosmol.ru.
• по вопросам участия в форуме и иным организационным вопросам по форуму можно обратиться на адрес электронной почты: arctic@fadm.gov.ru

Advertisement

Конкурс проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 1120 «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов» (редакция от 09 февраля 2018 г. № 133), а также приказом Федерального агентства по делам молодежи от 22 марта 2018 г. № 82 «Об утверждении порядка проведения Всероссийского конкурса молодежных проектов» (с изменениями от 13 мая 2019 года).

Напомним, Грантовый конкурс молодежных инициатив Росмолодежи входит в платформу «Россия – страна возможностей». Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 25 проектов.

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Арктика

Арктику российскую кто будет осваивать?

В Арктике вакансии 200 000 специалистов требуются

95 тыс. руб. – столько стоит самая дешёвая трёхкомнатная квартира в вымирающей Воркуте. Постоянное население Арктики сократилось за 30 лет на 20%, а новые проекты развиваются вахтовым методом. Кто стал не нужен на Севере и кого там ждут сегодня и завтра?
Заложники былой романтики

Пенсионер Владимир Жарук впервые попал в Заполярье в 1979 г. на геологическую практику и заболел Севером: «Такой красоты, таких интересных людей я нигде не встречал». С тех пор жизнь Жарука связана с Воркутой. В последние годы он возглавляет неформальную организацию «Заложники Крайнего Севера», объединяющую людей, кому жить за полярным кругом уже не позволяет здоровье, а вернуться на материк не позволяет отсутствие денег. У ветеранов Арктики сбережения сгорели в 90-е гг., как у всех остальных.

«Людям, проработавшим на Севере больше 15 лет, полагается государственная субсидия на покупку жилья в средней России, – рассказывает Жарук. – В начале 2019 г. на учёте стояло 190,9 тыс. семей северян, имеющих право на переселение, а федеральный бюджет выделил деньги на переезд только 2499. В 2020 г. 17 тыс. пенсионеров Коми, где находится Воркута, получат 80 жилищных сертификатов. А значит, у последнего в очереди есть шанс уехать с Севера только через 212 лет».

Сильнее всего с 1989 г. обезлюдела Чукотка, население которой сократилось втрое. Жителей Воркуты и севера Якутии стало меньше в 2 раза. «В советское время наши шахтёры летали в Москву пива попить, – вспоминает Жарук. – Билет на самолёт стоил 43 руб., а проходчик получал под 1000. Теперь же под Воркутой есть посёлки, где ни аптеки, ни магазина и проблема – съездить на автобусе в город за таблетками или хлебом. Посёлки умирают вслед за закрытием шахт. Самая молодая открылась 44 года назад. Руководство «Северстали», которой принад­лежит «Воркутауголь», утверждает, что при нынешних ценах на уголь разрабатывать новые месторождения невыгодно».

Advertisement

«Это так, – подтверждает эксперт Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников. – Хуже всего жизнь в посёлках, откуда ушли главные северные работодатели – армия и сырьевые компании. Но растёт потребность в рабочих руках там, где добываются нефть, газ, никель. На Ямале сегодня живёт на 40 тыс. человек больше, чем 30 лет назад. Население Норильска тоже немного выросло. В решении социальных проблем там активнее участвует бизнес. И выше масштабы переселения тех же пенсионеров».

Эй, на вахте!

В стратегии развития Арк­тики, которую разработало Минвостокразвития, намечено до 2035 г. запустить 5 проектов по добыче нефти на шельфе, 21 проект по разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых и построить 3 газохимических завода. В Архангельской области появится новый лесоперерабатывающий комплекс, в Ненецком округе – порт Индига. Как сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, на Севере будут созданы 200 тыс. новых рабочих мест. Нужно ли увеличивать там постоянное население?

Российская Арктика сегодня – это 2,5 млн человек, что по-прежнему немало. Столько не набёрется за полярным кругом во всех других странах. И крупных арктических городов за рубежом тоже нет. Природные богатства американцы, канадцы и норвежцы предпочитают брать вахтовым методом. «С 90-х гг. ставка на привлечение вахтовиков в северные проекты сделана и в России. На Ямале доля таких работников 46%, в Ненецком округе – 25%. В среднем вахтовики на 30% закрывают потребность арктической зоны в кадрах», – приводит цифры доцент РЭУ им. Плеханова Лидия Архипова.

«Северная вахта обычно длится 2 месяца. Затем месяц отдыха, – рассказывает главный редактор газеты «Вахта» Алексей Пятаев. – Заработки колеблются от 60 тыс. до 190 тыс. руб. Меньше всего получают подсобники, стропальщики, бетонщики. Машинисты различной техники зарабатывают до 110 тыс. руб. Инженеры – до 150 тыс. Выше всего оплачиваются специалисты, обслуживающие технологическое оборудование».

Большинство вахтовиков – из сёл и небольших городов. Ради заработка они готовы терпеть смены по 12 часов, полуармейский режим, жизнь в вагончиках. Для них не нужно создавать дорогостоящие программы по пенсионному обеспечению и переселению. И они отнимают рабочие места у коренных северян, большинство из которых не обладает высокой квалификацией.

Advertisement

«Но только люди, которые живут на Севере постоянно, способны так использовать его богатства, чтобы не погубить эту землю, – уверен Воротников. – Западную практику не стоит абсолютизировать. У России другая история, и заполярные города – её уникальное наследие. Его важно сохранить, чтобы развивать перевозки по Северному морскому пути и промышленные проекты. При этом нет необходимости увеличивать население. Наступает эра роботизации, когда уже не будет необходимости нанимать много людей для работы на суровом морозе и под землёй».

Для постоянных жителей Севера такая перспектива – и риск, и возможность. Спрос на малоквалифицированный труд ещё сильнее упадёт. Но увеличится спрос на специалистов, умеющих использовать новые технологии. И сильно возрастёт значение образования и медицины – сфер, без развития которых невозможно развитие людей. Эти процессы уже начались. В газете «Вахта» сообщили, что количество арктических вакансий за последний год увеличилось в 2 раза, в том числе вакансий, не связанных с производством, – на 30%. «Но социалка и высокие технологии – это области, которые поднять вахтовым методом невозможно. В этих отраслях основа – постоянные кадры», – отмечает Воротников.
Кто поедет в тундру?

«Минобрнауки оценивает ежегодную потребность в специалистах на Севере в 25 тыс. человек. Самый большой спрос предъявляют горнодобывающая отрасль, судоремонт и здравоохранение, – рассказывает Архипова. – Но из 30 вузов РФ, которые готовят нужные Арктике кадры, непосредственно в этой зоне работают только 5. И большинство их выпускников тоже не горят желанием связывать жизнь с Заполярьем».

Это понятно: не хочется, как деды, стать «заложниками Севера». Но если предоставить молодёжи больше возможностей для самореализации в Арктике, многие останутся там, где родились. «Прежде всего надо больше платить, чтобы в будущем люди могли самостоятельно решить все свои проблемы, включая покупку квартиры в другом регионе, – считает Воротников. – Сейчас же зарплаты даже с северной надбавкой сопоставимы с теми, что можно найти в Москве или Санкт-Петербурге, а жизнь стоит намного дороже. Бюджетникам, чтобы получить максимальный районный коэффициент к окладу, нужно проработать «на северах» 5 лет. Но сегодня этот стимул уже плохо работает. Учителя и врачи сразу должны получать максимальный заработок, соответствующий их квалификации. Нужны программы «Арктиче­ский врач» и «Арктический учитель», по которым специалисты, переехавшие в Заполярье и заключившие контракт на 5 лет, получали бы подъёмные в 1–2 млн руб. Нужно бесплатно учить кадры для Севера в лучших вузах, но опять-таки с обязательством отработать оговорённое количество лет в арктической зоне. В крупных северных городах нужно открывать научно-образовательные центры, готовящие технологов, робототехников и ИТ-специалистов из числа местного населения. Такой центр уже создан в Якутске».

А ветеранов Севера, желающих вернуться в тёплые края, дешевле переселить. Владимир Жарук всё подсчитал. Во-первых, государственные расходы на пенсионера-северянина в 1,5–2 раза выше, чем в средней России. Во-вторых, огромные деньги уходят за содержание полуживых посёлков, а в Воркуте уже сейчас пустует 5000 муниципальных квартир, содержание которых стоит городу под 600 млн руб. ежегодно. Почему бы не предложить переехать в них людям из неперспективных поселений, а экономию не направить на строительство жилья для ветеранов в районах, лежащих южнее? Вариантов решения неразрешимых проблем много. Была бы государственная воля.

Advertisement

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Trending

Свежие вакансии и новости с крупных строек России (Сила Сибири, Амурский ГПЗ, Крымский Мост, Ямал СПГ, Арктика...) на электронную почту, введите ваш адрес:

Copyright © 2014-2023 Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-2005421-1', blockId: 'R-A-2005421-1' }) })