Connect with us

Арктические острова

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании четырех искусственных островов в Кольском заливе Баренцева моря. Насыпать их будет ООО «Кольская верфь» (дочернее предприятие ОАО «Новатэк»). Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Из него следует, что «Кольская верфь» собирается заключить договор с Росморречфлотом. А острова насыпаются не просто так, а для реализации проекта под названием «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».

Ранее сообщалось, что «Новатэк» инвестирует в проект более 25 миллиардов рублей. Проектом предусмотрено создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты — железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. Предполагается, что строительство Центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет, привлечь в регион дополнительные инвестиции и способствовать процессу импортозамещения и локализации технологий.

Острова планируют создать рядом с селом Белокаменка Мурманской области.

Они будут возводиться в рамках проектов «Арктик-СПГ-1» и «Арктик-СПГ-2», предполагающих, в частности, освоение месторождение Гыдана в Обской губе Карского моря.

Строительс

тво верфи может начаться до конца года, первые плавучие СПГ-заводы будут заложены в 2018 году.

Возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется завершить к 2020 году.

 

В целом проект «Арктик-СПГ» дорогой?

— Изначальный смысл проекта строительства Центра в Кольском заливе был как раз в том, чтобы реализовывать его в довольно развитом районе Заполярья. То есть развить и модернизировать что-то, что уже построено, сэкономив на этом. Иначе можно было создавать всё с нуля ближе к месту газодобычи — на Ямале.

«Новотэк» не раз заявлял, что «Арктик-СПГ» будет на треть дешевле, чем «Ямал-СПГ», который уже реализуется. Удешевление планировалось достичь за счёт расположения заводов по сжижению газа на гравитационных платформах. Видимо, на примере «Ямала-СПГ» они поняли, что строительство завода на суше в условиях вечной мерзлоты — недешёвое удовольствие. Тем более в условиях, когда вечная мерзлота тает, и земля под заводом СПГ может превратиться в болото.

А ещё значительную часть оборудования приходится завозить самолётами. Совсем недавно на Ямале приземлился очередной «Руслан» с 70 тоннами оборудования на борту. Всё это сложно и дорого.

Кроме того, в проекте «Ямал-СПГ» очень разноплановая кооперация: технологию по сжижению газа брали у американцев, сами установки по сжижению собирались в Китае, которые после этого везли на Ямал в порт Сабетта.

Думаю, что как раз проектом по строительству плавучего завода СПГ «Новатэк» пытается привлечь инвесторов. Однако когда реализовывался проект «Ямал-СПГ», углеводороды стоили дорого, поэтому инвесторов найти было несложно. Сейчас — иная картина. Компания пытается сэкономить, сделав проект чисто внутрироссийским. И заодно создать Центр по технологиям СПГ. То есть, с одной стороны, они стремятся вписаться в программу импортозамещения, а с другой — привлечь иностранных инвесторов. Таким образом, появляется шанс получить от государства денег, которые как бы пойдут на развитие мурманского транспортного узла.

Я думаю, что «Новатэк» хочет ещё реабилитироваться в глазах правительства России в том смысле, что «Ямал-СПГ» практически полностью был реализован на импортном оборудовании и при участии зарубежных компаний — немецких, американских, китайских, — российского там  было не так много. При том, что строительство порта Сабетта и дноуглубительные работы велись за государственный счёт. То есть имела место «национализация издержек» и «приватизация» прибыли от проекта. В этот раз хотят показать, что всё будет иначе, однако никто до сих пор внятно не объяснил, для чего нужны насыпные острова. То есть «экономный» проект начинается с сомнительных трат.

Смотреть вакансии и контакты подрядных организаций

Свежие вакансии и новости с крупных строек России (Сила Сибири, Амурский ГПЗ, Крымский Мост, Ямал СПГ, Арктика...) на электронную почту, введите ваш адрес:

Copyright © 2014-2023 Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-2005421-1', blockId: 'R-A-2005421-1' }) })