Советские ученые в 1950−60-х годах планировали построить грузовую подводную лодку для Северного морского пути. Документы, свидетельствующие об этом, историки обнаружили в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Какими должны были быть подлодки и почему этот проект был прекращен, рассказал научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра Михаил Савинов.
Подводно-подледное плавание
«Грузовая подводная лодка была предназначена для перевозки наливных и сыпучих грузов подо льдом по Северному морскому пути. В архиве мы нашли эскиз и переписку, раскрывающую цели проекта и причины, по которым он не был реализован. По датам и содержанию документов ясно, что неосуществленный проект разрабатывался в 1958–1962 годах, переписка продолжалась до 1964 года», — сказал он.
Михаил Савинов и его коллеги-исследователи Павел Филин и Мария Емелина включили этот сюжет в издание «Арктика за гранью фантастики», которое объединило самые смелые арктические проекты, не реализованные по разным причинам. Это и получение энергии из холода, и изменение русла Оби в ее нижнем течении, и летающая ветроэнергетическая станция. Тогда были разработаны проекты по управлению климатом, строительству плотины в Беринговом проливе, Ямальского канала, ледокола-авианосца, гидроледореза.
«Речь шла о создании совершенно нового подводного судна, которое могло бы перевозить как сухие, так и наливные грузы, а не о переоборудовании какого-то существующего объекта. Разработчики ставили перед собой задачу устранить сезонность в арктических навигациях», — рассказал Савинов.
Судно, предназначенное для перевозки грузов подо льдами, должно было развивать «подледную скорость не менее 20 узлов», при этом иметь дальность хода в подледном положении не менее 3000−4000 миль. В обсуждении проекта активно участвовали ученые Арктического института (АНИИ), других научных институтов и «Главсевморпути» — межведомственной структуры, ведавшей работами в Арктике с 1932 по 1964 год.
«Наибольший интерес представляет подводно-подледное плавание, где этот вид транспорта может быть наиболее перспективным в решении задачи регулярной перевозки народно-хозяйственных грузов в Арктическом бассейне», — цитирует собеседник письмо и.о. директора АНИИ П.А. Гордиенко директору ЦНИИ-45 В.И. Першину. Среди преимуществ нового типа судна автор письма называл «независимость плавания подводной лодки от состояния моря и погоды, отсутствие волнового сопротивления на достаточной глубине».
Атомный грузовик
Изучив переписку, исследователи обнаружили «Обоснование к разработке технического задания на проектирование транспортного подводно-подледного судна для Арктики» от 17 декабря 1959 года. «В документе было уделено большое внимание «развитию атомного подводного флота как в СССР, так и за рубежом. Возможно, проектировщики допускали, что подводно-подледное транспортное судно могло быть атомным», — рассказал Михаил Савинов.
Историки нашли упоминания авторов проекта. «Разработчиками были инженеры В.М. Иванов и А.А. Сорокин-Марин», — рассказал исследователь. Однако внесли ли они весомый вклад в судостроение, пока выяснить не удалось, как и расшифровать инициалы разработчиков.
Эти имена неизвестны и Валерию Бобрусу, заместителю директора по научной работе Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. Он высказал мнение, что этих инженеров нужно искать среди сотрудников КБ, которые занимались разработкой военных подводных лодок, так как никто другой подобными компетенциями не обладал.
«Подводный транспорт — танкер»
Вопрос о создании проекта грузовой подлодки обсуждался и раньше. О довоенных планах строительства грузовой подлодки было известно и до находки в ЦГАНТД. «В мае 1941 года знаменитый полярный ученый Владимир Визе обосновал возможность перевозки подводными лодками грузов по трассе Севморпути, — напомнил Савинов. — Проект был рассмотрен, академику Ю.А. Шиманскому было поручено возглавить разработку проекта грузовой подводной лодки для Арктики. Работы прервала война».
Затем к идее грузовой подводной лодки для Арктики вернулись в 1943 году. «Корабельный инженер П.И. Сердюк выступил с проектом «подводного транспорта — танкера» водоизмещением 6000 тонн», — рассказал Михаил Савинов. Подводная лодка Сердюка, по данным собеседника, имела два прочных корпуса внутри одного легкого. Прочные корпуса располагались один над другим. Верхний, более крупный, использовался для груза, а в нижнем размещались механизмы и экипаж.
Проект не получил одобрения, но в 1953 году П.И. Сердюк вновь обратился в Министерство морского и речного флота с предложением о постройке подледного транспорта. «Записка была перенаправлена в АНИИ, где, не вызвав никакой реакции, «осела» в материалах Лаборатории ледовых качеств судов», — говорит исследователь.
Валерий Бобрус отметил, что в период с 1943 по 1972 год в СССР было разработано девять проектов подводных лодок, способных осуществлять масштабные перевозки боевой техники, воинских грузов и грузов двойного назначения. Среди них был проект 626 (подледная подводная лодка), который разрабатывался в 1950 году. Однако идет ли речь том же самом проекте или нет, еще предстоит выяснить. «Мы готовы к сотрудничеству с коллегами из Арктического музейно-выставочного центра. Установить истину было бы интересно и важно», — говорит Бобрус.
Почему не построили
Исследователи полагают, что грузовая подводная лодка так и не появилась в Арктике по экономическим соображениям. «На совещании в «Главсевморпути» 11 августа 1960 года говорилось, что «в настоящее время перевозка грузов на судах подводно-подледного плавания менее рентабельна, чем на ледокольно-транспортных судах для генгруза (штучный товар и товар в упаковке — прим. ТАСС), и экономически выгодна для перевозки наливного груза на подводно-подледных танкерах грузоподъемностью порядка 30 тыс. тонн», — цитирует документ Михаил Савинов. «Переписка по проекту продолжалась до 1964 года, он не продвинулся дальше технических заданий», — резюмировал собеседник.
Версия Валерия Бобруса близка к выводам исследователей Арктического музейно-выставочного центра. Все девять проектов были доведены до уровня эскизного проекта, по отдельным проектам успели изготовить технические чертежи, по проекту 664 даже было начато строительство. «Однако далее работы прекращались из-за значительного числа сложных финансовых и технических проблем, связанных с одновременным созданием боевых атомных субмарин и транспортных подводных лодок двойного назначения. В итоге приоритет был отдан боевому подводному судостроению», — пояснил эксперт.
Опыт Германии, Японии, США
Япония с 1942 по 1945 год разработала и вывела в серийное производство пять проектов грузовых подлодок, и они также приняли активное участие в боевых действиях. «Помимо перевозки стратегического сырья, военнослужащих, боеприпасов, топлива, продуктов и медикаментов японские транспортные лодки еще решали чисто свою, сугубо индивидуальную (национальную) задачу — это доставка в районы боевого применения человеко-торпед (камикадзе)», — рассказал Валерий Бобрус. Самую большую транспортную подлодку построила именно Япония. «Это была лодка серии I-400, способная перевозить одновременно до 1200 тонн различных грузов», — уточнил он. Общее число транспортных подлодок, построенных Японией в годы войны, составило 43, девять из них погибли.
В США в период с 1942 по 1970 год было разработано шесть проектов: транспортных, включая один подводный танкер, транспортно-десантных — это были минные заградители, и десантно-транспортных подводных лодок, в том числе и атомных. «Все они были доведены до уровня серийного строительства. Некоторые из них вплоть до 1993 года проходили модернизации и до сих пор остаются в строю. Это атомные подводные лодки SSN-678, SSN-684, SSN-686», — отметил Валерий Бобрус.
В период Второй мировой войны в составе ВМС США действовало всего четыре транспортных подводных лодки, одна из которых была потоплена японскими эсминцами в районе Рабаула. «За недостаточностью транспортных субмарин в это время ВМС США вынуждены были широко использовать для перевозок боевые подводные лодки, — заметил эксперт. — Американские транспортные подводные лодки периода холодной войны отличались тем, что все они были созданы на основе перепроектирования многоцелевых атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМС после окончания сроков службы по прямому назначению».
Наталия МихальченкоПодробнее на ТАСС: http://tass.ru/v-strane/5060988
Николай Евгеньевич Панасюк
02.09.2017 at 13:17
Прошу зачислить мою вакансию стропальщик 4 разряда, разнорабочий, слесарь-сантехник (слесарь-ремонтник) в сфере ЖКХ удостоверения нет,есть 2 года стажа с записью в трудовой.Работал по договору на Мессояхинском месторождении, Сабетта, Куюмба, Юрубчен в качестве стропальщика
.Опыт и желание работать.Не курю.
gss-admin
02.09.2017 at 17:26
Николай Евгеньевич напишите свой контактный телефон, (последнюю цифру буквами)
Николай Евгеньевич Панасюк
03.09.2017 at 14:50
8983575340 два
Александр
02.09.2017 at 14:18
Сварщик 5-го разряда НАКС(НГДО пп.1,2,5, СК пп. 1,3) Сварка во всех пространственных положениях. Сварка металлоконструкций различной сложности, трубопроводы. Чтение проектов. Средне-спец. образование. Опыт работы сварщиком более 10 лет. 89835282716
Геннадий
02.09.2017 at 19:09
Опыт работы в охранных структурах более 5 лет,на опер.работе в МВД 10 лет!!!! Могу организовать охрану любого объекта!!!!
Валерий
02.09.2017 at 19:31
Ищу работу машинистом автогрейдера, водителем по грузчика. О себе: 34 года, машинист автогрейдера 8- го разряда, водитель погрузчика 6-го разряда. Опыт работы на Крайнем Севере. Тел: +7 987 323 12 7пять
Артем
04.09.2017 at 08:36
Здравствуйте. Парень 27лет. Стропальщик, монтажник, пом.бурильщика(мало ли) можно разнорабочим. Легкообучаем.готов к любой работе.Буду рад сотрудничеству ) 8950319757 девять
Алексей
04.09.2017 at 16:38
А водители нужны?стаж вод.с87г мне 51г тф 8914459039шесть
Роман
08.09.2017 at 18:56
водитель кат В.
Охранник 6 разряд..опыт работы имеется.сот тел 89174330559
Виктор
18.09.2017 at 11:58
без вредных привычек одно время работал на острове Голомянный монтажником модульных конструкций, сварщик 4 р ручная дуговая, монтажник трубопровода 5р ,промышленный альпинист , водитель ВС ,38 лет т 89185214915
Саша
11.01.2022 at 20:11
Добрый день граждан из Украины берут на роботу электрогазосварщик
Михаил
18.10.2017 at 09:58
Электрогазосварщик 6разряд НАКС (НГДО, СК, КО) Стаж 5лет.. Возраст 44г.
Михаил
18.10.2017 at 09:59
Тел.: 8-908-944-9609
Сергей
18.01.2018 at 15:19
Ищу работу в 2018 г: Инженер по снабжению и логистике, начальник отдела материально технического обеспечения-вахта Север, Арктика и.т.д. Опыт работы в снабжении. закупках , логистике более 15 лет. (Работал инженером по снабжению-в ООО » Ростехнологии», начальником ОМТС, логистом.
Образование: Самарский Государственный Университет (юридический)-юрист
Тольяттинский Автомеханический техникум: Монтаж и ремонт промышленного оборудования (техник-механик).Более подробно вышлю полное резюме на ваш емайл.
Жду ответа, тел. 89019437789 или 89270279241 или serzh.leonov.1970@list.ru
С Уважением,
Сергей
Илья
07.04.2018 at 16:06
Ищу работу водитель кат В, готов к любой работе
Илья
07.04.2018 at 16:08
Можно разнорабочим 89648003088
Владимир Воронянский
08.09.2018 at 13:24
Здравствуйте.Я Воронянский.Владимир.А.Отделочник универсал.Удостоверение «Монтажник каркасно-обшивочных конструкций.Опытен.Выполняю любые работы связанные с отделкой,и многое другое.Имеются удостоверения и опыт работы: изолировщик термоизоляции 4разряд, стропальщик, мостовщик 3разряд.Образование среднеспециальное»Техник по ТО и ремонту автомобильного транспорта»Имеется опыт работы»мастер дорожный»,столяр краснодеревщик, реечник (помощник геодезиста), водитель кат.А,В,С.Быстро обучаем, умение справляться с нестандартными задачами,не ленив,аккуратен,исполнителен,без вредных привычек,1981г.рождения,холост, детей нет.Хотелось бы работать по отделке помещений,справляюсь с дизайн проектом любой сложности с одним подсобником(если позволяют сроки)Имеется резюме на Superjob
Олег
30.01.2019 at 20:24
Ищу работу водителя. кат BCD, стаж 29л.
Имею специальность
Плотник -бетонщик,
Работал вахтой по этой специальности под Североморском, на строительстве военных обьектов из бетона …
Тел. для связи 89600114514.
Олег
30.01.2019 at 20:28
Ищу работу водителя. кат BCD, стаж 29л.
Имею специальность
Плотник -бетонщик,
Работал вахтой по этой специальности под Североморском, на строительстве военных обьектов из бетона …
Тел. для связи 89600114514.
Имею характеристику с места работы , справку об отсутствии судимости , без вредных поивычек…
Эдуард
16.06.2019 at 12:01
Ищу работу охранником 4 разряда.Опыт работы с 2010года работаю в охране. Именно хотел работать на о.Котельный или Земле Франца Иосифа. С уважением жду Вашего ответа.
Максим
28.07.2019 at 19:10
Здравствуйте.Как можно разместить резюме???
Максим
28.07.2019 at 19:15
Ищу работу водителем категории В.С. стаж с 1999года.Монтажник технологического оборудования и связанных с ним металлоконструкций 3разряд.Оператор подземного ремонта скважин 4разряд.Электро газосварщик 3разряд.Сваркой владею отлично.Большой опыт в строительстве и отделочных работах.89218456311. 89033781155.Максим.