Connect with us

Арктик СПГ

Почему не были построены грузовые подлодки для Арктики

Советские ученые в 1950−60-х годах планировали построить грузовую подводную лодку для Северного морского пути. Документы, свидетельствующие об этом, историки обнаружили в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Какими должны были быть подлодки и почему этот проект был прекращен, рассказал научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра Михаил Савинов.

Подводно-подледное плавание

«Грузовая подводная лодка была предназначена для перевозки наливных и сыпучих грузов подо льдом по Северному морскому пути. В архиве мы нашли эскиз и переписку, раскрывающую цели проекта и причины, по которым он не был реализован. По датам и содержанию документов ясно, что неосуществленный проект разрабатывался в 1958–1962 годах, переписка продолжалась до 1964 года», — сказал он.

Михаил Савинов и его коллеги-исследователи Павел Филин и Мария Емелина включили этот сюжет в издание «Арктика за гранью фантастики», которое объединило самые смелые арктические проекты, не реализованные по разным причинам. Это и получение энергии из холода, и изменение русла Оби в ее нижнем течении, и летающая ветроэнергетическая станция. Тогда были разработаны проекты по управлению климатом, строительству плотины в Беринговом проливе, Ямальского канала, ледокола-авианосца, гидроледореза.

«Речь шла о создании совершенно нового подводного судна, которое могло бы перевозить как сухие, так и наливные грузы, а не о переоборудовании какого-то существующего объекта. Разработчики ставили перед собой задачу устранить сезонность в арктических навигациях», — рассказал Савинов.

Advertisement

Судно, предназначенное для перевозки грузов подо льдами, должно было развивать «подледную скорость не менее 20 узлов», при этом иметь дальность хода в подледном положении не менее 3000−4000 миль. В обсуждении проекта активно участвовали ученые Арктического института (АНИИ), других научных институтов и «Главсевморпути» — межведомственной структуры, ведавшей работами в Арктике с 1932 по 1964 год.

«Наибольший интерес представляет подводно-подледное плавание, где этот вид транспорта может быть наиболее перспективным в решении задачи регулярной перевозки народно-хозяйственных грузов в Арктическом бассейне», — цитирует собеседник письмо и.о. директора АНИИ П.А. Гордиенко директору ЦНИИ-45 В.И. Першину. Среди преимуществ нового типа судна автор письма называл «независимость плавания подводной лодки от состояния моря и погоды, отсутствие волнового сопротивления на достаточной глубине».

Атомный грузовик

Изучив переписку, исследователи обнаружили «Обоснование к разработке технического задания на проектирование транспортного подводно-подледного судна для Арктики» от 17 декабря 1959 года. «В документе было уделено большое внимание «развитию атомного подводного флота как в СССР, так и за рубежом. Возможно, проектировщики допускали, что подводно-подледное транспортное судно могло быть атомным», — рассказал Михаил Савинов.

Историки нашли упоминания авторов проекта. «Разработчиками были инженеры В.М. Иванов и А.А. Сорокин-Марин», — рассказал исследователь. Однако внесли ли они весомый вклад в судостроение, пока выяснить не удалось, как и расшифровать инициалы разработчиков.

Эти имена неизвестны и Валерию Бобрусу, заместителю директора по научной работе Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. Он высказал мнение, что этих инженеров нужно искать среди сотрудников КБ, которые занимались разработкой военных подводных лодок, так как никто другой подобными компетенциями не обладал.

«Подводный транспорт — танкер»

Вопрос о создании проекта грузовой подлодки обсуждался и раньше. О довоенных планах строительства грузовой подлодки было известно и до находки в ЦГАНТД. «В мае 1941 года знаменитый полярный ученый Владимир Визе обосновал возможность перевозки подводными лодками грузов по трассе Севморпути, — напомнил Савинов. — Проект был рассмотрен, академику Ю.А. Шиманскому было поручено возглавить разработку проекта грузовой подводной лодки для Арктики. Работы прервала война».

Затем к идее грузовой подводной лодки для Арктики вернулись в 1943 году. «Корабельный инженер П.И. Сердюк выступил с проектом «подводного транспорта — танкера» водоизмещением 6000 тонн», — рассказал Михаил Савинов. Подводная лодка Сердюка, по данным собеседника, имела два прочных корпуса внутри одного легкого. Прочные корпуса располагались один над другим. Верхний, более крупный, использовался для груза, а в нижнем размещались механизмы и экипаж.

Advertisement

Проект не получил одобрения, но в 1953 году П.И. Сердюк вновь обратился в Министерство морского и речного флота с предложением о постройке подледного транспорта. «Записка была перенаправлена в АНИИ, где, не вызвав никакой реакции, «осела» в материалах Лаборатории ледовых качеств судов», — говорит исследователь.

Валерий Бобрус отметил, что в период с 1943 по 1972 год в СССР было разработано девять проектов подводных лодок, способных осуществлять масштабные перевозки боевой техники, воинских грузов и грузов двойного назначения. Среди них был проект 626 (подледная подводная лодка), который разрабатывался в 1950 году. Однако идет ли речь том же самом проекте или нет, еще предстоит выяснить. «Мы готовы к сотрудничеству с коллегами из Арктического музейно-выставочного центра. Установить истину было бы интересно и важно», — говорит Бобрус.

Почему не построили

Исследователи полагают, что грузовая подводная лодка так и не появилась в Арктике по экономическим соображениям. «На совещании в «Главсевморпути» 11 августа 1960 года говорилось, что «в настоящее время перевозка грузов на судах подводно-подледного плавания менее рентабельна, чем на ледокольно-транспортных судах для генгруза (штучный товар и товар в упаковке — прим. ТАСС), и экономически выгодна для перевозки наливного груза на подводно-подледных танкерах грузоподъемностью порядка 30 тыс. тонн», — цитирует документ Михаил Савинов. «Переписка по проекту продолжалась до 1964 года, он не продвинулся дальше технических заданий», — резюмировал собеседник.

Версия Валерия Бобруса близка к выводам исследователей Арктического музейно-выставочного центра. Все девять проектов были доведены до уровня эскизного проекта, по отдельным проектам успели изготовить технические чертежи, по проекту 664 даже было начато строительство. «Однако далее работы прекращались из-за значительного числа сложных финансовых и технических проблем, связанных с одновременным созданием боевых атомных субмарин и транспортных подводных лодок двойного назначения. В итоге приоритет был отдан боевому подводному судостроению», — пояснил эксперт.

Опыт Германии, Японии, США

Япония с 1942 по 1945 год разработала и вывела в серийное производство пять проектов грузовых подлодок, и они также приняли активное участие в боевых действиях. «Помимо перевозки стратегического сырья, военнослужащих, боеприпасов, топлива, продуктов и медикаментов японские транспортные лодки еще решали чисто свою, сугубо индивидуальную (национальную) задачу — это доставка в районы боевого применения человеко-торпед (камикадзе)», — рассказал Валерий Бобрус. Самую большую транспортную подлодку построила именно Япония. «Это была лодка серии I-400, способная перевозить одновременно до 1200 тонн различных грузов», — уточнил он. Общее число транспортных подлодок, построенных Японией в годы войны, составило 43, девять из них погибли.

В США в период с 1942 по 1970 год было разработано шесть проектов: транспортных, включая один подводный танкер, транспортно-десантных — это были минные заградители, и десантно-транспортных подводных лодок, в том числе и атомных. «Все они были доведены до уровня серийного строительства. Некоторые из них вплоть до 1993 года проходили модернизации и до сих пор остаются в строю. Это атомные подводные лодки SSN-678, SSN-684, SSN-686», — отметил Валерий Бобрус.

В период Второй мировой войны в составе ВМС США действовало всего четыре транспортных подводных лодки, одна из которых была потоплена японскими эсминцами в районе Рабаула. «За недостаточностью транспортных субмарин в это время ВМС США вынуждены были широко использовать для перевозок боевые подводные лодки, — заметил эксперт. — Американские транспортные подводные лодки периода холодной войны отличались тем, что все они были созданы на основе перепроектирования многоцелевых атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМС после окончания сроков службы по прямому назначению».

Наталия МихальченкоПодробнее на ТАСС: http://tass.ru/v-strane/5060988

Advertisement

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading
Нажмите, чтобы прокомментировать

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арктик СПГ

Работа Арктик СПГ-2 свежие вакансии до 2020-2027г.

Вакансии на официальном сайте арктик спг-2 вахтой работа

Наша компания предлагает соискателям свежие вакансии центра занятости самого широкого спектра на объектах «Арктик СПГ-2». Сотрудничаем напрямую с крупнейшими проверенными работодателями. Будущим работникам рекомендуем несколько раз пройтись по списку предложенных вакансий, оценив их достоинства и недостатки. Помните, что стандартный перечень условий должен выглядеть следующим образом:

  • Трудоустройство «по-белому»;
  • Длительный контракт сроком от полугода и более;
  • Продолжительность командировок строго до 3 месяцев;
  • Социальная и медицинская страховка;
  • Прописанная точная минимальная заработная плата с бонусной системой, премиями и дополнительными надбавками.

Русский север всегда был регионом возможностей. В сложных погодных условиях люди исследовали новые территории, создавая первую инфраструктуру и приемлемые условия для жизни. На текущий момент здесь есть все необходимое для комфортного проживания в течении нескольких месяцев без нанесения какого-либо вреда здоровью.

Самые востребованные вакансии вахтой: экспедитор, геодезист, слесарь, монтажник, строитель, инженер, электромеханик, специалист в области информационных технологий, кладовщик, водители легковых и грузовых автомобилей, экскаватора и специализированной техники.

Водительские вакансии в Арктике

На земле Франца-Иосифа и других арктических территориях постоянно требуются опытные водители, которых готовы трудится за хорошую заработную плату вахтовым способом. Сейчас регулярно нанимаются:

  • Водители грузовых машин и специализированной строительной техники;
  • Водители самосвалов;
  • Водители, управляющие кранами;
  • Водители легковых автомобилей и иного вида транспорта.

Вакансии водителей постоянно обновляются на ежедневной основе. По популярности они не уступают строительным и инженерным областям, как и по оплате труда. От соискателя требуется зачастую опыт работы в выбранной сфере, а также водительские права соответствующей категории.

Какие ещё вакансии встречаются на проекте «Арктик СПГ-2»

Наши кадровики всегда стараются предупреждать заранее рабочих о всех возможных сложностях такого вида деятельности. Вахтой работать могут только физически сильные и психологически устойчивые люди. Они должны быть готовы к долгому расставанию с семьями и друзьями по нескольку недель и месяцев. Спокойно реагировать на изоляцию от остального мира, холод и замкнутые пространства. Крайне важно умение постоянно без проблем вливаться в сплоченный и дружный коллектив.

Advertisement

Отметим, что сейчас помимо водителей требуются повара и работники складов продовольствия, коменданты на объектах, газосварщики, резчики, мастера и руководители отделов, мотористы, лаборанты и разнорабочие. Нужны постоянно специалисты для обслуживания сложных установок с довольно простой системой управления. Старайтесь заранее согласовывать заработную плату и другие контрактные требования в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации.

Информация о проекте «Арктик СПГ-2»

Хочется напомнить, что большинство работников нанимает компания «Новатэк», которая занимается в арктической зоне добычей природного газа. Здесь же производится природный сжиженный газ на Гыданском полуострове.

Сейчас активно ведутся работы на двух масштабных месторождениях. «Новатэк» решает задачи по создании многофункциональной единой системы своих проектов «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3».

Первая рабочая линии по программе «Арктик СПГ-2» запустится только в 2023 году. Поэтапно все объекты будут введены в эксплуатацию до 2023 года.

Advertisement
Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Амурский ГПЗ

Свежие вакансии по вахтовому методу от прямых работодателей

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Арктик СПГ

Работа в Арктике свежие вакансии до 2031г. на официальном сайте

Арктика СПГ-2 свежие вакансии работа вахтой

700 миллионов тонн газа будет добываться до 2030 года.

Строится 4 линия ЯМАЛ-СПГ.

Газ становится самостоятельным товаром, а значит нужны новые

производства.

В ближайшие 5 лет будут задействованы свыше 800 предприятий,

а ты десятки тысяч новых рабочих мест, для работ в Арктическом регионе.

Более подробней можно ознакомиться на видео.

Консультации по трудоустройству по ссылке

Следите за новостями, консультации ВКонтакте, Одноклассниках и Мой Мир
Continue Reading

Trending

Свежие вакансии и новости с крупных строек России (Сила Сибири, Амурский ГПЗ, Крымский Мост, Ямал СПГ, Арктика...) на электронную почту, введите ваш адрес:

Copyright © 2014-2023 Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-2005421-1', blockId: 'R-A-2005421-1' }) })